Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

"Через общение в семье к общению со сверстниками"

Дата: 22 февраля 2015 в 18:15, Обновлено 2 мая 2016 в 14:02

«Через общение в семье к общению со сверстниками»

Общение в семье происходит на основе родственной близости и совместных бытовых нужд. В семье ребенок усваивает азбуку взаимодействия, прежде всего, с близкими ему людьми. Но недопустимо ограждать его от общения со сверстниками, так как, не научившись правильно координировать свои интересы с их интересами, ребенку будет трудно найти свое место и в школьном коллективе. Часто приходится наблюдать, как малыши копаются в песке, а мамы и бабушки, стоя чуть в стороне, зорко следят только за «своим». Объединяясь с компанией однолеток в каком-то совместном деле, Ваш ребенок учится взаимодействию с другими, взаимопомощи, сотрудничеству, умению отстаивать свое мнение. Этот опыт важен ребенку.

Гуляние во дворе - это всегда средство приобретения и закрепления конкретных навыков поведения в коллективе. Во дворе, на улице ребенок должен постоянно приспосабливаться к меняющейся ситуации, именно здесь проявляются как симпатии, так и антипатии. Мамы, папы, бабушки порой «собственноручно» спешат создать детскую компанию и затеять игру. Однако, это требует чуткости, такта, зоркости и учета тех самых симпатий и антипатий. Понаблюдайте, как держится Ваш ребенок в группе, следя за его поведением в обществе сверстников, Вы заметите, чего он стоит на самом деле и как ему помочь завоевать авторитет в глазах ребят. До поступления в школу ведущей деятельностью для ребенка является игра. В игре познавательная активность, воображение, инициатива совершенствуются. Играя, ребенок оценивает человеческие отношения, у него формируется умение подчиняться правилам. Советуем Вам чаще играть с ребенком, ведь для него очень важно даже самое малое Ваше участие, чувство поддержки, одобрения. Играя вместе, Вы сможете глубже понять истинный смысл духовного родства с ребенком, откроете новые черты его характера. Вашему ребенку необходимы игры в компании сверстников, где он должен утверждаться, проявляя себя, а главное - научиться общаться, ведь это так необходимо в школьно-детском коллективе, где нет рядом мамы и бабушки. Успех в компании сверстников Вашему ребенку обеспечат организаторские способности - мастерское руководство игрой, умение внести в нее четкость, активный ритм, каждому найти роль, примирить. Для успешного обучения в школе у детей должны сложиться формы общения, строго соответствующие специфическим задачам и условиям нового вида основной деятельности - учебной. Необходимо всемерно содействовать тому, чтобы общение ребенка со взрослыми приобретало все большую произвольность, а это предполага­ет достаточно сложную деятельность. Будущему школьнику необходимо понять задачу учения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы; достигнуть взаимопонимания. Мы считаем важным обратить особое внимание на такие формы общения с ребенком, как деловое, познавательное и личностное.

Деловое общение присутствует там, где ребенок стремится чему-то научиться у взрослого. Оно обеспечивает, прежде всего, такие возможности, как принятие общей цели, включение в совместное планирование, организацию взаимодействия в процессе деятельности, обсуждение полученных результатов, взаимопонимание и т.д. В целом, речь идет о сотрудничестве ребенка и взрослого.

К познавательному общению дети прибегают чаще в случае потребности обсудить со взрослыми широкий круг вопросов (о прошлом и будущем, о звездах и планетах, странах и континентах, технике, природе и т.д.). Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание. Советуем Вам внимательно относиться к вопросам детей, поощрять их (а не отмахиваться!), стараться находить ответы на них, а лучше организовывать совместный поиск ответа. Любознательность детей можно заглушить, пробудить гораздо сложнее. Результатами внимания родителей к этой форме общения станут познавательный интерес и познавательная активность ребенка, без которых школьное обучение не может быть успешным.

Содержание личностного общения составляет обсуждение тем, связанных с человеком, с его эмоциональным, нравственным миром. Взрослый в таком общении - носитель ценного социального опыта, дети обсуждают с ним поступки людей и правила поведения, говорят о своих чувствах, переживаниях. В процессе общения ребенок стремится достичь взаимопонимания со взрослым. Настроенность на взрослого позволяет детям без труда понять, что в ситуации учения взрослый выступает в особой функции - как педагог, учитель и, следовательно, вести себя с ним надо так, как и положено ученикам: внимательно слушать, запоминать, стараться сделать все как можно лучше, исправлять допущенные промахи. Специально подчеркнем: неготовность ребенка принять взрослого в роли учителя создает особые трудности как в адаптации к школе, так и в формировании учебной деятельности. Однако часто ли мы, родители, вступая в отношения сотрудничества с ребенком, проявляем доверие и уважение к нему? Не бойтесь обратиться к ребенку за помощью и советом, полезно иногда принять на себя роль не­достаточно осведомленного, преднамеренно совершить ошибку, чтобы ребенок заметил и исправил ее. Поверьте, что доверие к Вам укрепится, а в самом ребенке пробудится уверенность в себе, стремление к самостоятельности. Необходимо всемерно разнообразить практику общения ребенка с окружающими. Выше мы уже неоднократно обращали внимание родителей на необходимость общения ребенка со сверстниками, а также младшими и старшими детьми, выделяя те умения общения, которые при этом формируются. Некоторые психологи выделяют «кооперативно-соревновательный» тип общения в старшем дошкольном возрасте, который играет первостепенную роль в подготовке ребенка к школе. Совместная деятельность детей, которая носит характер соревнования, значительно повышает количество, а также качество получаемых детьми новых знаний, умений. Рекомендуем чаще практиковать соревнование типа: «Кто больше назовет животных, растений, городов» или «Кто подберет больше ласковых и красивых слов о маме, бабушке» и др. Обучать детей видеть и принимать позицию партнера и удерживать ситуацию задачи (в игре, продуктивных видах деятельности и т.д.) на протяжении длительного времени - задача взрослых. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками и другими детьми, напротив всемерно расширяйте сферы такого общения, участвуйте в нем в качестве тактичного и умелого организатора.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.