«Все дети плачут, пройдёт» - говорили раньше родители и педагоги, не придавая значения привыканию малыша к детскому саду. Сейчас уже почти все родители знакомы с термином "адаптация". Психологи выделили этот период, определили его степени, обозначили трудности, которые ожидают того или иного ребёнка в зависимости от темперамента, характера, психофизического и соматического здоровья, а также от того как родители подготовили ребенка к детскому саду.
Что нужно предпринять заранее родителям, чтобы облегчить процесс адаптации ребёнка к детскому саду? Первое – это прийти с малышом в будущую группу и познакомиться с воспитателями. Родителям я бы посоветовала у них узнать, как их называют дети. В группах раннего возраста дети обычно называют воспитателей не по имени отчеству, а просто по имени или с добавлением слова "тётя". Малышу легче произнести такое имя и с психологической точки зрения ему будет проще пойти к Марине, а не Марине Сергеевне. Имя и отчество может ассоциироваться у ребёнка с чем-то чужим, незнакомым, а может и опасным для него, ведь до сих пор его окружали мамины подруги, которых она называла по имени. Пусть будущий воспитатель в сознании ребёнка будем кем-то близким и знакомым маме.
Употребляя дома имена будущих воспитателей, родители потихоньку приучают ребёнка к мысли о садике. Стоит избегать таких фраз как "Ну, всё! Как я от тебя устала, скорее бы отдать тебя в детский сад, там тебе покажут…", "Будешь плохо себя вести, отдам тебя воспитательнице, она тебя накажет" и т.д. После таких слов адаптация ребёнка может длиться месяцами или не состояться вовсе.
Следует вообще избегать негативных высказываний о детском садике в присутствии ребёнка до и во время его посещения. Такие фразы подрывают авторитет не только будущего педагога, который будет работать с ребёнком, но и самого родителя. Малыш не понимает, зачем любящая мама отдаёт его в этот "плохой" детский сад к этой "плохой воспитательнице", родитель рискует
потерять доверие малыша в подобной ситуации. Лучше говорить, что вы знаете и любите Марину, она так весело играет с детками, знает много песенок, интересных игр и детки её любят. Формирование положительного образа воспитателя и детского сада поможет ребёнку в дальнейшем лучше привыкать к новым условиям.
Резкая смена режима дня (режима питания, сна, режима деятельности) часто является большой проблемой во время адаптации. Поэтому за несколько месяцев до того момента, когда пойдёт ребёнок в детский сад необходимо постепенно перестраивать малыша на новый режим сна, питания, активной деятельности. Для этого нужно заранее познакомиться с распорядком дня в группе и узнать меню. Часто проблема в успешной адаптации как раз и состоит в том, что ребёнку сложно резко перестроить всю свою жизнь в одночасье, он никогда не ел суп, геркулесовую кашу, винегрет и т.д. Утренние капризы ребёнка в детском саду часто связаны с тем, что он не выспался, не привык вставать так рано или не хочет есть кашу.
Самостоятельный ребёнок лучше адаптируется, чем зависимый от мамы. Поэтому малыша, сильно привязанного к маме, следует постепенно приучать оставаться ненадолго с другими родственниками, отпускать маму от себя. Родителям не стоит во время прогулки с малышом отказываться от мест большого скопления детей, пусть малыш привыкает взаимодействовать или хотя бы просто играть рядом с другими детишками. Следует приучать малыша делиться игрушками или угощеньями с другими детьми, родителями, считаться с чужими желаниями.
Не стоит делать ребёнка центром Вселенной, в которой есть место только для его желаний, единственным объектом для похвалы в семье. На моей практике часто встречаются дети, которые по-настоящему страдают до слёз и бурных протестов, когда хвалят и уделяют внимание не только ему, но и остальным детям. Легче в детском саду и тем детям, которые умеют самостоятельно себя обслуживать: самостоятельно одеваться, есть, умеют обратиться к взрослому с просьбой. Родителям просто необходимо предоставить (не заставлять!) в досадовской жизни ребёнку возможность больше проявлять самостоятельность во всех сферах его жизнедеятельности, это не только поможет ему в адаптации, но и оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие.
К детскому саду следует отучить ребёнка от привычек, которые не соответствуют его возрасту: соска, грудное кормление, частое неоправданное использование коляски, памперсы. Следует внимательно проанализировать и постепенно убрать то, от чего ребёнок сильно зависим, но что в детском саду ему не смогут обеспечить. Например, укачивание на ручках перед сном, рожок с питьём рядом с кроваткой и т.д.
Если родители не поленились и провели большую работу по подготовке малыша к новому сложному периоду в его жизни, то в награду за свой труд они обязательно услышат от своего малыша: я хочу в детский сад!